Главная
Регистрация
Вход
Вторник
18.06.2024
03:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Точная дата второго пришествия Иисуса Христа и Его Святых...
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: luzina  
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАПОВЕДИ ХРИСТА "ПРОСИТЕ И ДАНО БУДЕТ ВАМ"
luzinaДата: Среда, 20.08.2014, 01:59 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 610
Репутация: 0
Статус: Offline
<<назад содержание вперед>>

“ЕСТЬ ЛИ МЕЖДУ ВАМИ ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК...

”Продолжая пояснять мысль, изложенную в 7-м и 8-м стихах, Иисус Христос сказал: “Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?” (Матф. 7:9). Как нужно понимать эти слова?
Начиная с 9-го по 11-й стих, Иисус Христос высказывает мысль о том, как Бог относится к просящему (обратившемуся со своими просьбами) человеку. Поэтому стихи с 9-го по 11-й объединены общим смыслом. В этом месте Нагорной проповеди Иисус Христос, сделав паузу, окинул внимательно оценивающим взором огромную окружающую его толпу людей и привел яркий и выразительный образ того, как Бог готов удовлетворить потребности просящего человека. Спаситель это сделал для того, чтобы окружающие Его люди познали любовь и милосердие Божье, направленное на человека, обращающегося к Богу. Своим выразительным иносказанием Спаситель проиллюстрировал готовность Бога удовлетворить человеческие просьбы, показал внимание и заботу Бога, обращенную к человеку.

Для пояснения безграничной любви и милосердия Божьего, которые обращены к просящему у Него человеку, Спаситель представил окружающим Его людям образ голодного ребенка, который просит хлеба у своего отца, уточнив, что ни один любящий отец не отвернется от голодного просящего сына. Точно также и Господь Бог, являясь по отношению к людям заботливым Отцом Небесным, с любовью и вниманием относится к просьбам людей, обращающих свои надежды и чаяния к Богу. Сравнения, приведенные Спасителем, отличаются ясностью, а нарисованная ситуация убедительностью и естественностью. Преднамеренно в словах Спасителя выводится образ сына, под которым подразумеваются все люди, обратившиеся к Богу. А под образом отца подразумевается Господь Бог. Сын (то есть человек), пришедший к Отцу (то есть к Богу), нуждается в удовлетворении своих потребностей так же, как голодный в куске хлеба. Поэтому хлеб в данных словах выступает как символ различных насущных и добродетельных потребностей людей, обратившихся со своими просьбами к Богу.
В этих иносказаниях прослеживается глубокий смысл и аналогия с жизнью. В разбираемых словах сын (человек) пришел к Богу (отцу) для удовлетворения своих нужд. А Бог изображается как богатый отец, который может удовлетворить необходимые потребности человека, представленного в виде просящего сына. Действительно Бог, по отношению к человеку, есть его Отец Небесный, Творец всего сущего и Создатель человека. Действительно только Господь Бог может удовлетворить любую добродетельную просьбу человека.

Аллегорические сравнения, приведенные в 9-м стихе, становятся более наглядными и усиливаются одной живописной деталью, связанной с тем, что хлеб, в виде куска или булки, сходен с камнем. И если хлеб является символом пищи (как духовной, так и телесной), символом помощи и поддержки, символом удовлетворения потребностей и просьб, то камень, который мог быть подан вместо хлеба, является символом обмана в удовлетворении просьбы, проявлением жестокосердия к просящему голодному сыну. Эта мысль доказывается тем, что хлеб нельзя заменить камнем, а камень нельзя съесть как хлеб и этим удовлетворить голод.

Как видим в разбираемых словах Иисуса Христа между хлебом и камнем прослеживается противопоставление. И если камень символизирует ложь, насмешку и отказ в удовлетворении просьб и потребностей человека, то хлеб символизирует исполненную просьбу и реализовавшуюся потребность, удовлетворенную нужду человека. В данном случае хлеб представляет собой колоритный иносказательный образ, имеющий широкое смысловое значение. Он символизирует собой как удовлетворение духовных, так и бытовых потребностей людей, просящих у Бога различных благ. Этот вывод подтверждается той мыслью, что Спаситель, говоря о просьбах человека, и об их удовлетворении, не ограничивает ни чем характер добродетельных просьб, не отказывая ни одному человеку, говоря о том, что “всякий просящий получает”. Иными словами Спаситель указывает на то, что человек может получить удовлетворение не только духовных потребностей, но и насущных бытовых нужд.

То есть разрешив обращаться с просьбами к Богу “просите, и дано будет вам”, сказав о том, что “всякий просящий получает”, Спаситель под просьбами имел ввиду добродетельные прошения различного характера, связанные с удовлетворением как духовных, так и бытовых потребностей.
Универсальным символом удовлетворенной просьбы, воплощением исполнения просимого и является хлеб, данный отцом сыну, и фигурирующий в этом иносказании, которое основано на сравнении, примененном Спасителем в 9-м стихе.

“И КОГДА ПОПРОСИТ РЫБЫ, ПОДАЛ БЫ ЗМЕЮ

”Продолжая последовательное изложение Своих мыслей, высказанных в 9-м стихе и отражающих отношение Отца Небесного к просьбам человека, Иисус Христос сказал: “И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?” (Матф. 7:10). Как нужно понимать эти слова?
Эти слова 10-го стиха являются продолжением фразы о том, что любящий отец не дал бы голодному сыну вместо просимого хлеба, камень. Любящий отец также не дал бы голодному сыну вместо просимой рыбы, змею. Буквальный дословный перевод этого стиха с греческого языка таков: “Или если и рыбы попросит, неужели подаст ему змею?” В Вульгате и старославянском тексте Библии во время перевода союз “и” был пропущен. С добавлением союза “и” просьба сына о рыбе представляется отдельной, самостоятельной просьбой, идущей после просьбы о хлебе. Последовательность таких просьб сына представляется вполне естественной и реальной. Ведь для поддержания жизни человеку нужен хлеб. Поэтому сын у отца (как земного, так и Небесного), прежде всего, просит хлеба насущного, а потом уже рыбы.

До христианства в культурах народов Ближнего Востока рыба символизировала собой положительное начало, побеждающее низкие наклонности человеческой природы. У некоторых азиатских народов рыба считалась священным существом. По воззрениям жителей Древнего Востока рыба символизировала собой космическую лодку жизни, находящуюся между небом и землей. В Вавилоне, Финикии, Ассирии и Китае из-за большого количества икринок, рыба была символом плодовитости. У халдеев рыба изображалась с головой ласточки и считалась предвестницей меняющихся космических циклов, по аналогии с ласточкой, являющейся предвестницей меняющейся погоды. У древних евреев рыба обозначала психическую жизнь человека в океане его страстей и была знаком поднимающейся, как рыба на поверхность, жизненной силы.

Иисус Христос представляет слушателям рыбу, как символ духовной жизни человека, которая, как рыба в глубинах океана, скрывается под поверхностью внешних событий и вещей окружающего мира в глубинах души и сознания человека. Первоначально рыба у первых христиан символизировала суть их учения и до употребления креста, была символом веры христианской. Сущность христианского учения, по мнению первых христиан, состояла в том, что человек должен проявить в своей жизни веру в Бога и терпение, которое продемонстрировал Христос во время Своей земной жизни. И особенно в период крестных страданий. И только благодаря терпению в преодолении трудностей и препятствий человек может проявить такие чисто христианские качества как кротость, незлобивость, любовь к ближнему и веру в Бога. Благодаря терпению Христос выдержал крестные муки и победил смерть. Для последователей Иисуса Христа вера в Бога и терпение являются ключом к победе над своими собственными недостатками и над злом из окружающего мира. По мнению первых христиан, рыба, как бессловесное существо, все лишения жизни переносит молча, терпит без ропота и поэтому являлась символом христианского терпения.

Согласно представлениям древних евреев, змея, в отличие от рыбы, являлась одним из самых опасных животных, обитающих в пустыне. И поэтому она символизировала собой разрушительную силу, преследующую тех людей, кому удалось пересечь пустыню и покинуть Египет. В Египте было широко распространено изображение змеи, культу которой поклонялись. У древних евреев змея связывалась с мыслью об искушении и грехопадении прародителей, (книга Бытие) и воспринималась как изначальное зло.
Сравнение между рыбой и змеёй (также как и между хлебом и камнем) основано на внешнем сходстве между ними, выражающемся в том, что большинство рыб и змей имеют скользкую поверхность тела и покрыты чешуей.
И конечно любящий отец просящему сыну не даст вместо рыбы змею. Между змеёй и рыбой также как и между хлебом и камнем, прослеживается противопоставление и сравнение. Если змея несет гибель и вызывает отвращение, то рыба способствует жизни, в одном случае символизируя собой христианские знания и терпение, в другом случае представляет собой продукт питания. То есть рыба, в отличие от змеи, является полезным для человека животным.

С другой точки зрения человек первоначально просит хлеб, а потом рыбу, потому что хлеб в данных словах является универсальным продуктом, удовлетворяющим насущные потребности человека. А рыба в смысле продукта питания является дополнением к хлебу. Если же с философской точки зрения рассматривать 10-й стих, то можно сказать о том, что “не одним хлебом живет человек” (Втор. 8:3). То есть помимо пищи телесной, человеку нужна пища и духовная, символически представленная в словах Спасителя в виде рыбы, обозначающей мудрость.
Изобразив в своих словах человека в виде сына, просящего не только хлеб (что символизирует удовлетворение насущных бытовых потребностей), но и просящего рыбу (что олицетворяет тягу к философским знаниям, к духовному развитию), Иисус Христос указал на то, что человек должен развиваться гармонически. И должен не только поддерживать свою жизнь хлебом насущным (то есть делать всё для удовлетворения необходимых бытовых потребностей), но и развиваться духовно.

Таким образом, сын сначала попросит у отца хлеба насущного для удовлетворения потребностей, связанных с поддержанием жизни. Затем просит рыбы, иными словами духовного развития, выражающегося, в том числе и в проявлении терпения, а также в приобретении христианской мудрости и знаний о Боге и мире.
У Луки в описании этого места Нагорной проповеди помимо хлеба и рыбы фигурируют и яйца. “Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?” (Лук. 11:11-12).
У многих народов мира, в том числе и у древних евреев, яйцо символизировало собой зародившуюся жизнь, которая в дальнейшем будет развиваться и процветать. В древнеегипетской и древнееврейской культуре яйцо символически представляло собой потенциальную возможность возрождения жизни из семени. У христиан во время праздника Пасхи широко используются яйца для символического изображения Воскресения Иисуса Христа. По христианским представлениям яйцо кажется мертвым, но внутри него находится жизнь. Так и Иисус Христос, будучи мертвым, воскрес, Своею смертью смерть поправ, и сотворил чудо воскресшей торжествующей жизни. Поэтому (по Луке) сын, прося яйцо у своего отца, просил даровать ему счастливую жизнь.
Скорпион, который противопоставлен яйцу, у древних евреев и в странах Ближнего Востока считался мерзким созданием, обладающим смертельным укусом, и символизировал угрозы, смерть или падение.

Как видим и в Евангелии от Луки прослеживается символическое противопоставление. В данном случае, между яйцом и скорпионом, представляющими собой жизнь и смерть.
Таким образом, в прошениях (по Матфею и Луке) выстраивается определенная закономерность. Сначала человек (в образе сына) просит у Бога (представленного в виде отца) всё необходимое для удовлетворения насущных бытовых потребностей и поддержания жизни (в виде хлеба). Затем просит христианской мудрости и знаний, представленных в виде рыбы. А потом уже просит процветающей счастливой жизни представленной в виде яйца.

“ИТАК ЕСЛИ ВЫ БУДУЧИ ЗЛЫ МОЖЕТЕ ДАЯНИЯ БЛАГИЕ ДАВАТЬ...

”Продолжая излагать Свое учение в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Матф. 7:11). Как нужно понимать эти слова?

Слово “итак” указывает на то, что этой фразой Иисус Христос делает вывод Своим предыдущим высказываниям. А в предыдущих Своих суждениях Спаситель говорил о том, что люди должны просить у Отца Небесного и получать просимое, искать и находить искомое, стучать и добиваться того, чтобы им открыли. В последующих словах Иисус Христос, поясняя Свою мысль, говорит о том, что просьба просящего, поиск ищущего и стремление стучащего будут удовлетворены также, если бы просящий, ищущий и стучащий человек, будучи голоден, обратился с просьбой о хлебе, рыбе, яйцах к своему родному отцу, который естественно накормил бы голодного сына.

В 11-м стихе завершается и подытоживается развитие мысли, начатой в 7-10 стихах. В этом стихе ясно говорится, что если люди, будучи злы, дают “даяния благие” своим детям, то тем более Отец Небесный даст блага просящим у Него людям. В 11-м стихе Отец Небесный, по Своей Божественной любви и доброте, проявляемой к людям, сравнивается с заботливым отцом земным, кормящим голодного сына. 11-й стих неразрывно связан по смыслу со стихами 7-10, потому что завершает изложение высказываний Спасителя, делает эти высказывания полными и окончательными.

В 11-м стихе, который является продолжением и итогом предыдущей речи Спасителя, содержится противопоставление. Здесь противопоставляются отец земной и Отец Небесный, злоба людей и Доброта Отца Небесного, “даяния”, даваемые отцом земным и Отцом Небесным. Такое противопоставление подчеркивает и делает более наглядной разницу между отцом земным и Небесным, между злобой людей и Добротой Отца Небесного. Такое противопоставление применяется для того, чтобы усилить, ярче выделить ту мысль, что если злые люди при злобе своей способны давать блага детям своим, то тем более Отец Небесный даст блага людям, которых Он сотворил и которые обращаются к Богу в своих молитвах с просьбами.

Слово “даете” в греческом языке имеет два значения:
  • знаете как давать;
  • привыкли давать.
    Некоторые комментаторы Библии предлагают перевести его одним словом “даете”. В Библии же дословно это место переводится так “умеете даяния благие давать”. Такой перевод является самым удачным, потому что показывает на то, что люди, несмотря на свою злость, умеют все же делать добрые дела в виде давания благ своим детям. Если в первой части 11-го стиха говорится о благих даяниях, которые люди дают своим детям, то во второй части этого стиха говорится о том, что Отец Небесный дает блага просящим у Него людям. И если у Матфея говорится обобщенно о благах, которые Отец Небесный даст просимому у Него человеку, то Лука уточняет, что конкретно понимается под этим благом Отца Небесного. “Тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него” (Лук. 11:13). В Вульгате это место переведено как “Дух добрый”. Дух Святой это и есть Дух добрый. Он представляет собой величайший из даров Божиих, так как в Духе Святом сокрыты все “даяния добрые”.

    Через Духа Святого Господь может направлять человека и помогать ему. Дух Святой — это Третья ипостась Троицы и схождение Его на человека представляет собой Высший Дар Божий, при помощи Которого можно творить чудеса и делать добро, побеждая зло.
    11-й стих содержит в себе очень важную информацию. В этом стихе ясно сказано о том, что, несмотря на то, что люди злы, они все же могут делать добрые дела “умеете благие даяния давать”. В этом 11-м стихе также ясно сказано о том, что Отец Небесный “даст блага просящим у Него”. То есть даст тем людям, которые признают Отца Небесного в качестве Истинного Бога и верят в Него. А если человек исповедует Бога, то не должен просить у Него исполнения злых, эгоистических просьб.
    Тот факт, что человек обращается к Богу, признавая и исполняя учение Христово, говорит о том, какие именно блага может дать Отец Небесный людям, обращающимся к Нему, как к Богу со своим просьбами. Только те блага, которые не повредят человеку и принесут пользу. В 11-м стихе ясно сказано, что Отец Небесный дает людям только “благие даяния”, то есть удовлетворяет добрые благочестивые просьбы и не отвечает на злые эгоистические прошения.

    Многие люди начинают роптать на Бога за то, что не получают того, что просят. И после ропота даже могут перейти к неверию. Вот таким людям наставительно ответил Святой Иоанн Златоуст. “Если тотчас не получаешь, то и в таком случае не отчаивайся. Христос ведь для того и сказал стучите, чтобы показать, что если и не скоро отверзет двери, должно ждать. Если постоянно будешь просить Бога, то хотя и не скоро получишь просимое. Однако же непременно получишь. Для того и заперта дверь, чтобы побудить тебя к толканию. Для того то и не в тот час внимает чтобы ты просил. Итак постоянно проси и непременно получишь. Но чтобы ты не сказал что если я буду просить и не получу. В предоставление этого Спаситель предоставляет тебе притчу, показывая не только что должно просить, но и о чем должно просить. “Если между вами такой человек, который когда сын его просит у него хлеба, подал бы ему камень”. Так, если ты не получаешь, то не получаешь потому, что просишь камня. Хотя ты и сын, но это ещё не довольно к получению. Напротив это-то самое и препятствует тебе получить, чтобы ты будучи сыном просишь полезного. Не проси ничего мирского, но всегда духовного и непременно получишь. Отчего же, скажешь, я не получаю и тогда, когда прошу духовного? Конечно оттого, что ты или не со тщанием ударяешь в двери или сделал себя недостойным к принятию просимого или скоро перестал просить. Но ты опять скажешь, для чего же Спаситель не сказал чего должно просить? Но Он уже все сказал прежде” (Святой Иоанн Златоуст, “Беседы на Матфея, 23 гл.).
    «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф. 6:31-33).

    ИСТОЧНИК http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/...

  •  
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Copyright MyCorp © 2024